Статьи


Письмо в номер: На всякий случай?

Уважаемая редакция! Обращаюсь к вам за разъяснениями и с предложениями по некоторым вопросам организации ведения гражданской обороны как на объектах, так и в районах города. Например, известно, что с 1октября 2012года по заявлению Мэра Москвы С.С. Собянина все водоподготовительные станции, обеспечивающие Москву питьевой водой, перешли от применения жидкого хлора на гипохлорид натрия. Во всех наших планах по гражданской обороне существенный раздел занимает оценка химической обстановки с соответствующими расчётами.

Понятно, раз существуют на хранении опасные вещества, в частности, хлор, то соответствующие службы ГО должны быть готовы к любому развитию событий при возникновении ЧС с ним. А если его уже нет? Если его вычеркнули из применения и заменили другим веществом, менее опасным? Как тут быть? Тем более что некоторые работники Управлений ГО и ЧС округов заявляют, что на станциях у них осталось по 50 т. жидкого хлора. Так, на всякий случай…

Отсюда следует вопрос: нужно ли уточнять планы гражданской обороны и соответствующие расчёты в связи с этим и в какой степени?

Или вот ещё вопрос, который требует своего решения. В Москве в настоящее время в каждом районе открываются или будут в дальнейшем открыты многофункциональные центры (МФЦ) по работе с населением. Мне кажется, что Главное управление МЧС России по г. Москве и Управление гражданской защиты, несмотря на предложения отдельных специалистов, упускают возможность существенно улучшить вопросы пропаганды по действиям населения при различных чрезвычайных ситуациях с раздачей информационного материала (памяток, листовок). Для этого в помещениях МФЦ необходимо выделить место для размещения стендов, образцов современных средств защиты и, самое главное, в штате МФЦ предусмотреть специалиста-консультанта по ГО. В настоящее время в действующих МФЦ этот вопрос упущен, хотя является далеко не второстепенным.

Далее. На основании постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2010 г. №854-пп «Об определении представителя интересов города Москвы как собственника защитных сооружений ГО жилого сектора города Москвы» в штат ГУ «ИС районов» введена должность «инженер по эксплуатации» -1ед. На мой взгляд, в названии данной должности не хватает двух слов: «защитных сооружений». То есть в итоге должность должна называться «инженер по эксплуатации защитных сооружений». Что получается сегодня? Она, эта должность, находится в штате инженерного отдела, поэтому специалист вынужден больше заниматься не вопросами ГО, а выполнять различные работы по эксплуатации жилых зданий по поручениям руководителя отдела.

И вообще для предотвращения текучки и сохранения кадров или специалистов по гражданской обороне в штате ГКУ «ИС районов» необходимо провести вывод специалиста по ГО из штата инженерного отдела и напрямую подчинить его руководителю организации. При этом в штат управы районов необходимо ввести должность освобождённого работника по ГО. Тогда можно будет говорить об улучшении работы с организациями и населением по вопросам гражданской обороны.

И последнее. Наверное, пришло время определиться с терминами «гражданская оборона» и «гражданская защита». Часто в одних и тех же документах звучат оба этих термина, внося путаницу и уравнивая порой совершенно разные задачи, выполняемые при решении вопросов гражданской обороны и гражданской защиты.

Эти вопросы волнуют многих работников, которые связаны с гражданской обороной, и требуют каких-то конкретных решений и внятных ответов.

С уважением,

ЛАГУТА Владимир Афанасьевич,

специалист по ГО ГКУ

«ИС района Куркино»

От редакции:

Любые сомнения, которые возникают у специалистов, работающих в области ГО, безусловно, это далеко не личные вопросы. И получить исчерпывающие ответы на них не всегда бывает просто. Законодательство, как и сама жизнь, не стоит на месте, уточняется, развивается, подстраивается под реалии сегодняшнего дня.

На все интересующие читателя вопросы редакция планирует получить профессиональные ответы у профильных специалистов нашей спасательной системы. Ответы будут опубликованы в одном из ближайших номеров журнала.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Ответить на поставленные автором письма вопросы мы попросили начальника Управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по г. Москве полковника внутренней службы Михаила ПРАВДИНА

Начнём с вопроса о том, нужно ли уточнять планы гражданской обороны и пересматривать соответствующие расчёты в связи с переходом водоподготовительных станций с жидкого хлора на гипохлорид натрия и в какой степени?

Осуществление надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности, в том числе на химически опасных производствах и объектах находится в компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору. В городе Москве эту функцию осуществляет Московское Управление Ростехнадзора.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 г. № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» Московское Управление Ростехнадзора ведет Государственный реестр опасных производственных объектов. Исключение промышленного объекта из Государственного реестра опасных производственных объектов, осуществляется после проведения работ по переводу производства на безопасный режим работы (включая демонтаж оборудования, задействованного в опасном производстве) и подачи в установленном порядке соответствующего комплекта документов в Московское Управление Ростехнадзора.

В связи с тем, что на сегодняшний день станции водоподготовки ОАО «Мосводоканал» продолжают состоять на учете в вышеуказанном Реестре, при разработке планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) следует руководствоваться официально подтвержденной информацией.

Теперь по поводу обучения населения города Москвы. Подготовка руководящего состава, должностных лиц и специалистов МГСЧС проводится в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России, ГКУ «УМЦ ГО и ЧС города Москвы» и учебно-методических центрах по ГО и ЧС административных округов города Москвы.

Подготовка работников организаций, не входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований (работающее население) проводилась без отрыва от производственной деятельности, на основе Примерной программы в объёме 14 часов, на плановых занятиях по учебным группам, в ходе их самостоятельной подготовки, а также при проведении учений и тренировок. Для проведения занятий привлекался руководящий и инженерно-технический состав, предварительно прошедший обучение в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям административных округов Москвы по категории «Руководители занятий по гражданской обороне в организациях». Практические навыки работников организаций, не входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований отрабатывались в ходе тренировок и учений.

На сегодняшний день обучение населения по месту жительства (неработающего населения)по вопросам ГО и ЧС осуществляется через систему учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП), которые создаются с учётом инфраструктуры города, территориальными органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, с использованием следующих форм обучения:

- беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов по тематике ГО и ЧС.

- участие в учениях по гражданской обороне, чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по ГО и ЧС.

По состоянию на текущий период в городе Москве функционирует 254 УКП, из них 72 переоснащены за счёт бюджетных средств города. Неработающее население обучают инструкторы (консультанты) УКП, прошедшие обучение в УМЦ по ГО и ЧС административных округов Москвы, в 2012 году обучен 161 консультант УКП.

УКП также действуют на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС АО Москвы. В среднем в каждом УМЦ по ГО и ЧС административных округов проведено от 100 до 200 консультаций с различными категориями населения.

В целях совершенствования подготовки и информирования населения города Москвы по вопросам ГО и в области защиты от чрезвычайных ситуаций в 2012 год подготовлено и реализовано материалов в средствах массовой информации в том числе:

1. Публикаций, интервью, корреспонденций - 926;

2. Материалов в печатные СМИ по тематике ГО и ЧС - 394;

3. Полиграфической и рекламной продукции - 67 000;

4. Проведено мероприятий в образовательных учреждениях

по тематике безопасности жизнедеятельности - 680;

5. Организован показ по кабельному телевидению роликов,

сюжетов, выступлений руководителей структурных подразделений - 370;

6. Размещены материалы в сети Интернет - 574.

С созданием в городе Москве многофункциональных центров (МФЦ) по работе с населением, с учётом новых и требований и административно-территориального деления города, а также приведения в норму нормативных документов по созданию и функционированию УКП, стоит рассмотреть их создание непосредственно при МФЦ, что существенно облегчит и увеличит доступность населения к информационным материалам по действиям при ЧС, а также пропаганду безопасности жизнедеятельности в быту.

Кроме того, в настоящее время находится в стадии согласования подготовленный МЧС России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», который позволит установить единые требования по количеству создаваемых (назначаемых) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, повысить эффективность гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Таким образом вопросы организации информирования населения в МФЦ возможно реализовать в рамках работы специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны работника МФЦ.

Кроме прочего, система обучения населения постоянно совершенствуется с учётом современных технологий. В рамках создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) продолжается работа по развитию Московской региональной подсистемы информирования и оповещения населения. В период с 2006 года по настоящее время установлено 116 терминальных комплексов ОКСИОН, их них 21 пункт уличного информирования и оповещения населения (ПУОН) и 95 пунктов информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН).

Теперь рассмотрим вопрос автора по поводу защитных сооружений, названий должностей специалистов, за них отвечающих.

   В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2010 г. № 854-пп «Об определении представителя интересов города Москвы как собственника защитных сооружений ГО жилого сектора города Москвы» в штат ГУ «ИС районов» введена должность «инженер по эксплуатации» как работника,  выполняющего функции инженерной службы  (включая  функции  заказчика и получателя бюджетных средств). Эксплуатация технических и специальных систем встроенного защитного сооружения гражданской обороны неразрывно связана с эксплуатацией самого здания.  
   Кроме того, постановлением Правительства Москвы
№ 752-ПП от 28 августа 2007 года «Об установлении штатной численности, должностных окладов и других условий оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов и административных округов и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП» отдельно предусмотрена должность «Специалист по гражданской обороне».

В настоящее время находится в стадии согласования подготовленный МЧС России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», который позволит установить единые требования по количеству создаваемых (назначаемых) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, повысить эффективность гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

И последнее, что касается терминов «гражданская оборона» и «гражданская защита». Федеральный закон № 28 от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» определено: Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

На Заседании коллегии МЧС России 16 марта 2011 года рассмотрен и одобренпроект Концепции создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года, который дает определение: Гражданская защита - комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, матери­альных и культурных ценностей страны (далее - населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов (далее - от чрезвычайных ситуаций).

При этом надо понимать разницу между понятиями «гражданская оборона» и «гражданская защита».

По действующему законодательству Российской Федерации гражданская оборона рассматривается в качестве системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а гражданская защита, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в качестве системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Однако, по сути, задачи спасения и защиты населения, выполняемые органами управления, силами и средствами ГО в период военного времени, и РСЧС в мирное время, роднятся почти на сто процентов. Поэтому, на основе разрабатываемой Концепцией создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года предполагается интегрировать гражданскую оборону и РСЧС в единую государ­ственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), более комплексную систему защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций и бедствий. 


Новинки

Не простая фотостудия Не простая фотостудия
Наша типография начала сотрудничество с фотостудией ilook.su. Профильным направлением деятельности студии ILOOK является репортажная и постановочная фото и видеосъемка.

Online заказы Online заказы
Теперь к услугам наших клиентов на сайте доступны ONLINE формы для создания заказов для последующего расчета стоимости нашими менеджерами.