Статьи


Помочь заглянуть в завтра

Специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России умеют возвращать людей к жизни не хуже спасателей

Когда чрезвычайная ситуация внезапно вмешивается в повседневную жизнь и резко её меняет, люди испытывают острейший психологический стресс. В таких ситуациях с внезапно обрушившимся горем людям помогают справляться специалисты - психологи МЧС России. Кто и как призван оказывать экстренную психологическую помощь? Что происходит с людьми, не получившими своевременно помощь специалиста, и всем ли она нужна? Какие новейшие методы оказания такого вида помощи существуют в России? На эти и другие вопросы отвечает директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия ШОЙГУ.

- Психологическая служба МЧС России существует уже почти 13 лет. Расскажите, пожалуйста, Юлия Сергеевна, при каких обстоятельствах она была создана и как функционирует сегодня?

- Действительно, психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но начало наша история получила еще раньше. В 1995 году во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорске руководство министерства задумалось о необходимости создания такой службы, которая бы работала с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, поддерживала самих пострадавших и специалистов, работающих в экстремальных условиях. Эта идея воплотилась в жизнь в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России. Именно 17 сентября мы считаем днём рождения нашего Центра и психологической службы МЧС России в целом.

С момента создания на наш Центр было возложено две основные задачи. Первая, традиционная для силовых ведомств – задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, лётчиков и других. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна – оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Это направление работы является функцией МЧС России, утверждённой Указом Президента Российской Федерации, и во многом предопределило формирование и развитие психологической службы министерства.

Довольно быстро стало понятно, что одного Центра в Москве недостаточно для решения всех задач, и в 2003 году было принято решение объединить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу. Именно тогда на Центр экстренной психологической помощи была возложена третья задача – руководство психологической службой МЧС России.

Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра и семи его филиалов, психологов в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России - всего нас более 800 человек!

-Что стоит за словами «оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях»? Как это происходит в реальности?

- Как я уже говорила, реализация этой задачи началась 13 лет назад. Тогда специалисты в области психологии много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстренной психологической помощи – это неотъемлемая составляющая мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При работе в ЧС наша первая задача – помощь и поддержка людям в их актуальном состоянии. Человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, охватывает целый шквал разнообразных эмоций – это и душевная боль, и страх, гнев, обида, тревога и безысходность, острейшее чувство утраты и потери. Психолог помогает справиться человеку с этими острыми реакциями на стресс, все они могут быть опасны как для самого человека, так и для окружающих.

Второе, на что направлена работа психолога с пострадавшими – профилактика отсроченных негативных последствий. Аналогом может служить скорая помощь, когда человеку вовремя и квалифицированно оказывают экстренную медицинскую помощь, это позволяет избежать дальнейших сложных проблем и длительного лечения. В случае с психологической травмой точно так же: чем быстрее была оказана экстренная психологическая помощь человеку, тем меньше вероятность, что у него возникнут сложные последствия, с которыми в дальнейшем придётся жить и справляться.

Психологи министерства помогают людям и в самые сложные для них моменты – при проведении процедуры опознания их близких, погибших в чрезвычайных ситуациях. Они оказывают всю необходимую поддержку, эмоционально и психологически готовят человека к тому, что ему предстоит сделать в этой ситуации. А на более поздних этапах задача психологов состоит в том, чтобы помочь человеку пережить утрату и жить дальше.

В задачи психологов, которые работают в зоне чрезвычайной ситуации, входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших. Фактор неизвестности и информационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психику пострадавших людей. Именно поэтому в чрезвычайной ситуации очень тяжело приходится людям, чьи родные остаются пропавшими без вести. Эти люди находятся в постоянном состоянии горя и неизвестности, продолжают надеяться на какой-то чудесный шанс и при этом страдают от полной невозможности что-то предпринять, мучительно ждут информации о судьбе своих близких.

- А что вы конкретно говорите таким людям? Вы же не можете вернуть им близкого человека…

- К каждому человеку, к каждой семье, потерявшей своих близких, психологи ищут индивидуальный подход, потому что не существует универсального рецепта, как человеку пережить горе и какие слова поддержки сказать ему при этом. Специалист в своей работе не просто сопереживает, он использует специальные методы и приёмы, которые позволяют помочь пострадавшему человеку. Психолог не даёт готовых ответов на сложные вопросы типа что делать сейчас, завтра, каждый день, как жить дальше без близкого человека. Но он помогает выстроить человеку, переживающему острое горе, некую благоприятную перспективу ближайшего будущего, найдя внутренние ресурсы, чтобы сохранить желание жить дальше, суметь заглянуть в завтра. Этот внутренний ресурс у каждого свой.

- Юлия Сергеевна, расскажите, что изменилось за прошедшие годы в сфере оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях?

- Довольно долго экстренная психологическая помощь развивалась в рамках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года началось активное развитие региональной составляющей, специалисты психологической службы стали чаще выезжать на местные ЧС. Количество выездов растёт в разы год от года. В 2011 году общее количество выездов специалистов психологической службы МЧС России составило более одной тысячи, экстренная психологическая помощь была оказана в более чем 40 тыс. случаях обращения.

Технологии оказания такой помощи разработаны специалистами нашей службы и являются результатом большой аналитической и научно-практической работы. Я считаю, что нам удалось создать единую систему, которая позволяет в короткие сроки и с высокой эффективностью оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях любых масштабов – от локальных до международных.

- В Центре экстренной психологической помощи работает телефон «Горячей линии", скажите, кто и по каким вопросам может на неё обращаться?

- Сначала мы планировали, что "Горячая линия" будет работать только во время ЧС. Но потом к нам стали обращаться люди, пережившие различные трагедии, которые не были связаны с чрезвычайными ситуациями, - от ссор в семье до потери близких людей. Мы поняли, что в обществе есть потребность в такой службе. Первые несколько месяцев она работала только днём, потом перешла на круглосуточный режим. Во время ЧС она ориентирована на работу именно по этой конкретной ситуации, в таких случаях за сутки может поступать до тысячи звонков.

Для "Горячей линии" мы подбираем людей с высшим психологическим образованием, они проходят дополнительную подготовку. Это позволяет не только дистанционно понять личностные особенности того человека, который на другом конце провода, но и оказать ему реальную помощь.

Мы продолжаем развивать направление оказания дистанционной помощи – три года назад была создана интернет-служба экстренной психологической помощи населению – www.psi.mchs.gov.ru. На сайте размещены не только информационные материалы, но и в режиме интерактивного консультирования оказывается помощь людям, которые находятся в кризисной ситуации.

- Откуда к вам приходят работать кадры?

- Среди сотрудников нашей организации широко представлена вся география нашей страны. Если говорить об образовании, то к нам приходят работать специалисты, получившие образование в разных вузах. Основное требование при подборе кадров – это хорошее базовое психологическое образование и определённый набор личностных качеств – стрессоустойчивость, ответственность, активная жизненная позиция, неравнодушие. В ряде случаев - и опыт работы по специальности не является обязательным требованием.

- Москва – динамично развивающийся мегаполис, однако любому жителю большого города приходится противостоять множеству агрессивных внешних воздействий.И у любого человека периодически могут возникать сложности во взаимоотношениях с внешним миром: конфликты, возникновение природных катаклизмов, техногенных катастроф, угроза террористических актов. Возможно ли как-нибудь морально подготовиться к экстренной ситуации?

- Мне очень нравится такая фраза, что для того, чтобы внутренний голос что-то подсказал в экстремальной ситуации, нужно, чтобы он знал, что именно подсказывать. И вообще, свой внутренний голос нужно заслужить.

Поэтому готовиться к экстренной ситуации можно и нужно. И желательно готовиться до того, как мы попали в эту экстренную ситуацию. В нашем ведомстве очень любят говорить, что лучший способ выйти из ЧС – это в неё не попасть. И очень много в этом зависит от нас. Можно пристёгиваться за рулём, поставить дома детектор дыма, купить огнетушитель, научить детей безопасно переходить через дорогу.

А если говорить в целом, хорошо, когда человек задумывается о своей безопасности, интересуется этими вопросами и знает, как себя правильно вести. Как специалист в области психологии, скажу, что в критической ситуации наша психика почти автоматически выдаёт нам те знания и те навыки, которые могут помочь спастись нам в этой конкретной экстремальной ситуации.

Беседу вёл

Пётр ИЛЬИН


Новинки

Не простая фотостудия Не простая фотостудия
Наша типография начала сотрудничество с фотостудией ilook.su. Профильным направлением деятельности студии ILOOK является репортажная и постановочная фото и видеосъемка.

Online заказы Online заказы
Теперь к услугам наших клиентов на сайте доступны ONLINE формы для создания заказов для последующего расчета стоимости нашими менеджерами.